Приветствуем вас на сайте «Начальная школа»!

Новинки

Актуально

Как правильно готовиться к ВПР

подробнее

Навигатор по ресурсам сайта издательства «Просвещение»

подробнее

О внесении изменений в федеральный перечень учебников

подробнее

Разъяснения к примерному учебному плану ПООП НОО

подробнее

Электронные учебники. Подробности

подробнее

ПМК «Преемственность»

подробнее

Об использовании пособий других издательств

подробнее
Главная страница / Подготовка к Всероссийской проверочной работе

Методические рекомендации к комплексному использованию пособий по ВПР

«Готовимся к Всероссийской проверочной работе»
(авторы Г. С. Ковалёва, М. И. Кузнецова, О. А. Рыдзе, К. А. Краснянская, М. Ю. Демидова)
и «Всероссийские проверочные работы»
(авторы Л. Ю. Комиссарова, Н. А. Сопрунова, Д. Э. Шноль, Е. М. Сорочан, А. В. Забелин, И. В. Ященко)

Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) гарантирует достижение обучающимися планируемых результатов освоения Основной образовательной программы начального общего образования, что составляет основу успешности дальнейшего обучения. Для оценки реализации данного положения ФГОС НОО в конце обучения в начальной школе проводится итоговая оценка достижения планируемых результатов. Итоговая оценка может проводиться в различной форме внешней и внутренней оценки, построенной на одной и той же содержательной и критериальной основе. Такой подход позволяет не только осуществить контроль за качеством образования, но и управлять им. В этом случае система оценки становится принципиально необходимым элементом обеспечения качества образования, в значительной степени способствующим поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования.

Предлагаемые методические рекомендации адресованы учителям, осуществляющим образовательную деятельность в четвертых классах, и разработаны в виде тематического планирования в соответствии с Примерной образовательной программой начального общего образования. Соответственно, данные методические рекомендации могут быть применены учителями, использующими в работе любой из представленных в Федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, УМК.

Русский язык

Исходя из методических особенностей обоих пособий, целесообразно организовывать повторение и промежуточную диагностику темы сначала по разделам тетради «Готовимся к Всероссийской проверочной работе», а итоговую диагностику осуществлять с помощью тетради «Всероссийские проверочные работы».

Такое комбинирование разных видов заданий будет способствовать развитию у школьников умения понимать учебную задачу вне зависимости от формулировки заданий.

Итоговую проверку в конце года целесообразно проводить по пособию «Всероссийские проверочные работы». В нём представлены проверочные работы в 3 вариантах по всем диагностируемым темам.

Пособие «Готовимся к Всероссийской проверочной работе» по русскому языку включает в себя разноуровневые тренировочные задания и мини-работы по каждому разделу курса, две обучающие проверочные работы (в двух вариантах). В пособие включены задания различных типов: с кратким ответом, с развернутым ответом, задания с выбором одного или нескольких верных ответов. Выполнять тренировочные задания четвероклассник может самостоятельно, так как в третьей части пособия размещены карточки самопроверки с образцами и комментариями. Тренировочные задания, составленные к каждому разделу, расположены последовательно по планируемым результатам, при работе с этим разделом важно обращать внимание класса на то, какой планируемый результат оценивается и какие знания необходимы для того, чтобы продемонстрировать данный результат. Мини-работы состоят из 4-6 заданий и рассчитаны на 10-30 минут. Каждая работа позволяет ученику проверить свои силы по одной теме и оценить результат выполнения с помощью карточки самопроверки.

Тетрадь «Всероссийские проверочные работы» по русскому языку в большей мере подойдет для диагностики и итоговой проверки при завершении изучения разделов или тем, так как задания в ней составлены по аналогии с заданиями Всероссийской проверочной работы. В пособии три раздела – диагностическая работа, тренировочные задания, сгруппированные по тематическим разделам, и проверочные работы в трех вариантах. Отметим, что в проверочной работе ученикам предлагается написать диктант и выполнить по нему грамматические задания.

Таким образом, комплексное использование двух пособий позволит учителю получить информацию, какие планируемые результаты достигнуты всеми учащимися после этапа повторения и закрепления, при необходимости предложить ученикам дополнительные задания.

Тематическое планирование
Содержание курса* Темы, входящие в раздел Пособие «Готовимся к Всероссийской проверочной работе». Формирование и закрепление знаний/умений Пособие «Всероссийские проверочные работы». Диагностика знаний/умений Контролируемое знание/умение
Повторение. Развитие речи. Текст Текст Раздел «Развитие речи» (с. 41-45)
Мини-работа 7 (с. 46-49)
Раздел «Текст. Лексическое значение слова» задания 1-2 (варианты 1-7) Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения. Умение самостоятельно озаглавливать текст. Умение составлять план текста. Умение составлять небольшой связный текст на заданную тему. Умение высказать свое мнение и обосновать его
Повторение. Фонетика Звуки и буквы Раздел «Звуки и буквы» (с. 5-7)
Мини-работа 1 (с. 8)
Раздел «Звуки и буквы. Произношение слов» задания 1-15 Умение характеризовать звуки русского языка. Умение характеризовать звуковой, буквенный и слоговой состав слова. Знание алфавита. Определение алфавитной последовательности слов
Синтаксис Предложение.Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Словосочетание Раздел «Словосочетание. Предложение» (с. 24-29; №№ 1-18) Раздел «Предложение. Пунктуация» задания 1-4 Умение различать предложение, словосочетание, слово. Умение подбирать предложение с заданными характеристиками: цель высказывания, интонация, наличие однородных членов
Синтаксис Однородные члены предложения Раздел «Словосочетание. Предложение» (с. 29; №№ 19-22)
Мини-работа 5 (с. 30-31)
Раздел «Предложение. Пунктуация» задания 5-14 Умение находить предложение с однородными членами
Лексика Лексическое значение слова Раздел «Лексическое значение слова» (с. 13-14)
Мини-работа 3 (с. 15-16)
Раздел «Текст. Лексическое значение слова» задания 3-4 (варианты 1-7) Умение определять значение слова по тексту
Состав слова (морфемика) Состав слова. Значимые части слова Раздел «Состав слова» (с. 9-11)
Мини-работа 2 (с. 12)
Раздел «Состав слова» задания 1-19 Умение различать формы слова и родственные слова. Умение находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку. Умение находить схему слова, соответствующую составу предложенного слова. Умение определять верные утверждения о морфемном составе слова и доказывать эти утверждения примерами
Имя существительное Все темы раздела Раздел «Части речи» (с. 17-18; №№ 1-4) --- Умение находить в тексте имена существительные, имена прилагательные, глаголы.
Умение определять грамматические признаки имени существительного (род, склонение, форма числа, падежа).
Умение определять грамматические признаки имени прилагательного (форма рода, числа и падежа).
Умение определять грамматические признаки глагола (спряжение, форма времени, числа, лица).
Умение осознанно применить знания о грамматических признаках имен существительных и имен прилагательных. Умение различать омонимичные имена существительные и имена прилагательные
Имя прилагательное Все темы раздела Раздел «Части речи» (с. 18-19; №№ 5-9)
Мини-работа 4 (с. 2-23)
Раздел «Орфография и пунктуация» (с. 32 – 37)
---
Глагол Повторение и углубление представлений о глаголе как части речи: Значение глаголов в языке и речи. Время глаголов (настоящее, прошедшее, будущее). Изменение глаголов по временам. Спряжение глагола Раздел «Части речи» (с. 20; №№ 10-13) ---
Обобщение по теме начать с заданий тетради Раздел «Части речи» (с. 21; №№ 14-17) После повторения сведений о частях речи – раздел «Части речи» задания 1-18.
Повторение. Орфография и пунктуация Все темы раздела Обучающая проверочная работа № 1 и 2 (4 варианта) Раздел «Орфография. Пунктуация» задания 1-10 и три варианта заданий на основе текста (задания 11-13) Умение проверять предложенный текст, находить орфографические ошибки.
Умение определять наличие в словах изученных орфограмм
Итоговая проверочная работа Проверочные работы (3 варианта) и диагностическая работа (1 вариант) в формате ВПР

* Разделы даны в соответствии с Примерной основной образовательной программой начального общего образования.

Математика

Исходя из методических особенностей обоих пособий, целесообразно организовывать повторение изученного материала по тетради «Готовимся к Всероссийской проверочной работе», а диагностику осуществлять с помощью тетради «Всероссийские проверочные работы» от разработчиков ВПР.

Тетрадь «Готовимся к Всероссийской проверочной работе» по математике включает в себя разноуровневые тренировочные задания и мини-работы по каждому разделу курса, а также обучающие проверочные работы. В авторских методических рекомендациях есть раздел, посвящённый организации работы с тетрадью по математике.

Тренировочные задания следует предлагать обучающимся для самостоятельного выполнения с последующей проверкой: можно организовать обсуждение полученных результатов или предложить четвероклассникам самостоятельно оценить выполнение заданий, опираясь на ответы с комментариями, которые даны в конце тетради.

После того, как будут выполнены все тренировочные задания раздела, четвероклассникам предлагается мини-работа. Мини-работы состоят из 4-6 заданий и рассчитаны на 10-30 минут. Каждая работа позволит ученику проверить свои знания и умения при выполнении заданий по одной теме и оценить результат с помощью карточки для самопроверки. Ученики заносят результаты выполнения работы в таблицу, где учитель также может написать свои комментарии и рекомендации (например, порекомендовать задания для закрепления и отработки предметных знаний и умений).

После повторения материала всех разделов курса математики, четвероклассникам предлагаются обучающие проверочные работы (2 модели работ в 2-х вариантах каждая). Выполнение проверочных работ позволит обучающимся диагностировать свои затруднения и осознать необходимость в пополнении и корректировке своих знаний. А у учителя будет возможность оценить достижение учащимися планируемых результатов на базовом уровне и выявить группу учащихся, имеющих высокий уровень подготовки по математике.

Тетрадь по математике «Всероссийские проверочные работы» (в двух части) включает тренировочные задания и проверочные работы по разделам, а также диагностическую работу в четырёх вариантах.

Работу с разделами тетради можно организовать по-разному.

Можно начать с тренировочных заданий раздела, после выполнения которых предложить обучающимся проверочную работу по данной теме.

Можно вначале предложить проверочную работу с целью диагностики знаний и умений по теме. После чего организовать индивидуальную работу с тренировочными заданиями в зависимости от выявленных проблем.

С целью итоговой диагностики предметных знаний и умений, а также универсальных способов действий четвероклассникам предлагается диагностическая работа, которая повторяет структуру ВПР по математике для 4-ого класса. Выполнение этой работы позволит обучающимся получить представление о структуре ВПР, о форме и уровне сложности заданий, о требованиях к записи ответов, приобрести опыт распределения отведённого для работы времени, а главное – осознать, насколько они овладели учебным материалом. А учитель получит информацию о достижении планируемых результатов всеми обучающимися после этапа повторения и закрепления.

Тематическое планирование
Разделы курса* Пособие «Готовимся к Всероссийской проверочной работе». Диагностика затруднений, формирование и закрепление знаний/умений Планируемые результаты Пособие «Всероссийские проверочные работы». Диагностика знаний/умений Планируемые результаты
Числа и величины Раздел в тетради «Числа и величины»
Тренировочные задания:
№№ 1-5 (1.1)
№№ 6-11 (1.2)
№№ 12-15 (1.3)
№№ 16-21 (1.4)

Мини-работа 1
(1.1, 1.2, 1.3, 1.4)
1.1. Читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона.
1.2. Устанавливать закономерность – правило, по которому составлена последовательность чисел (фигур), составлять последовательность.
1.3. Группировать числа (фигуры) по заданному или самостоятельно установленному основанию (правилу).
1.4. Различать, записывать и сравнивать величины: масса, вместимость, время, длина, площадь, скорость; переходить от одних единиц измерения к другим, используя следующие основные единицы величин и соотношения между ними (кг – г; ч – мин, мин – с; км – м, м – дм, дм – см, м – см – мм; км/ч – м/ч).
Раздел тетради (ч. 1) «Величины» Проверочная работа, тренировочные задания (индивидуально) 1.4. Различать, записывать и сравнивать величины: масса, вместимость, время, длина, площадь, скорость; переходить от одних единиц измерения к другим, используя следующие основные единицы величин и соотношения между ними (кг – г; ч – мин, мин – с; км – м, м – дм, дм – см, м – см – мм; км/ч – м/ч).
2.2. Выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах ста (в том числе с нулём и числом 1).
3.1. Устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, решать задачи арифметическим способом (в 1-2 действия), объяснять решение.
3.2. Планировать ход решения задачи, оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Арифметические действия Раздел в тетради «Арифметические действия» Тренировочные задания:
№№ 1-6 (2.1)
№№ 7-12 (2.2)
№№ 13-16 (2.3)
№№ 17-22 (2.4)
№№ 23-26 (2.5)

Мини-работа 2
(2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5)
2.1. Выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах 10 000) с использованием алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком).
2.2. Выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах ста (в том числе с нулём и числом 1).
2.3. Находить неизвестный компонент арифметического действия.
2.4. Читать, записывать числовые выражения.
2.5. Устанавливать порядок действий в числовом выражении (со скобками и без скобок); находить значение числового выражения (содержащего 2-3 арифметических действия со скобками и без скобок).
Раздел тетради (ч. 1) «Вычисления» Проверочная работа, тренировочные задания (индивидуально) 2.2. Выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах ста (в том числе с нулём и числом 1).
2.4. Читать, записывать числовые выражения.
2.5. Устанавливать порядок действий в числовом выражении (со скобками и без скобок); находить значение числового выражения (содержащего 2-3 арифметических действия со скобками и без скобок).
Работа с текстовыми задачами Раздел в тетради «Работа с текстовыми задачами» Тренировочные задания:
№№ 1-7 (3.1)
№№ 8-12 (3.2)
№№ 13-17 (3.3)

Мини-работа 3
(3.1, 3.2, 3.3)
3.1. Устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, решать задачи арифметическим способом (в 1-2 действия), объяснять решение.
3.2. Планировать ход решения задачи, оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
3.3. Решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть).
Раздел тетради (ч. 1) «Задачи с условиями из реальной жизни» Проверочная работа, тренировочные задания (индивидуально)
Раздел тетради (ч. 2) «Текстовые задачи» Проверочная работа, тренировочные задания (индивидуально)
Раздел тетради (ч. 2) «Задачи повышенной сложности» Проверочная работа, тренировочные задания (индивидуально)
3.1. Устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, решать задачи арифметическим способом (в 1-2 действия), объяснять решение.
3.2. Планировать ход решения задачи, оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
3.3. Решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть).
1.4. Различать, записывать и сравнивать величины: масса, вместимость, время, длина, площадь, скорость; переходить от одних единиц измерения к другим, используя следующие основные единицы величин и соотношения между ними (кг – г; ч – мин, мин – с; км – м, м – дм, дм – см, м – см – мм; км/ч – м/ч).
2.2. Выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах ста (в том числе с нулём и числом 1).
Пространственные отношения. Геометрические фигуры Раздел в тетради «Пространственные отношения. Геометрические фигуры» Тренировочные задания:
№№ 1-5 (4.1)
№№ 6-8 (4.2)
№№ 9-11 (4.3)
№№ 12-16 (4.4)
№№ 17-18 (4.5)

Мини-работа 4
(4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5)
4.1. Характеризовать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости.
4.2. Распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, линия, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг), использовать свойства прямоугольника и квадрата при выполнении построений, решении задач.
4.3. Выполнять с помощью линейки, угольника построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник).
4.4. Распознавать, различать и называть пространственные геометрические фигуры: куб, шар, параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.
4.5. Соотносить реальные объекты с моделями пространственных геометрических фигур.
Раздел тетради (ч. 2) «Пространственные представления» Проверочная работа, тренировочные задания (индивидуально) 4.1. Характеризовать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости.
4.2. Распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, линия, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг), использовать свойства прямоугольника и квадрата при выполнении построений, решении задач.
4.3. Выполнять с помощью линейки, угольника построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник).
4.4. Распознавать, различать и называть пространственные геометрические фигуры: куб, шар, параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.
4.5. Соотносить реальные объекты с моделями пространственных геометрических фигур.
Геометрические величины Раздел в тетради «Геометрические величины» Тренировочные задания:
№№ 1-5 (5.1)
№№ 6-13 (5.2)
№№ 14-16 (5.3)

Мини-работа 5
(5.1, 5.2, 5.3)
5.1. Измерять длину отрезка.
5.2. Находить периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, находить площадь прямоугольника и квадрата.
5.3. Оценивать приближенно размеры предметов, геометрических фигур, расстояния.
Раздел тетради (ч. 2) «Геометрические задачи» Проверочная работа, тренировочные задания (индивидуально) 4.2. Распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, линия, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг), использовать свойства прямоугольника и квадрата при выполнении построений, решении задач.
4.3. Выполнять с помощью линейки, угольника построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник).
5.1. Измерять длину отрезка.
5.2. Находить периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, находить площадь прямоугольника и квадрата.
5.3. Оценивать приближенно размеры предметов, геометрических фигур, расстояния
Работа с информацией Раздел в тетради «Работа с информацией» Тренировочные задания:
№№ 1-5 (6.1)
№№ 6-9 (6.2)
№№ 10-12 (6.3)

Мини-работа 6
(6.1, 6.2, 6.3)
6.1. Читать, заполнять несложные готовые таблицы.
6.2. Читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
6.3. Понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («… и …», «если …, то …», «каждый», «все», «некоторые», «не»); устанавливать истинность (верно, неверно) утверждений.
Раздел тетради (ч. 2) «Таблицы» Проверочная работа, тренировочные задания (индивидуально) 6.1. Читать, заполнять несложные готовые таблицы.
Проверочные работы 1, 2 Все Диагностическая работа Все

* Разделы даны в соответствии с Примерной основной образовательной программой начального общего образования.


Новости

21.06.2017

Вебинар «Летняя школа педагога. Работаем по УМК «Перспектива». Основы функциональной грамотности обучающихся»

подробнее
16.06.2017

Вебинар «Летняя школа педагога. Работаем по УМК «Перспектива». Методика работы с произведениями устного народного творчества на уроках литературного чтения. Анализ сказки»

подробнее
15.06.2017

Вебинар «Летняя школа педагога. Работаем по УМК «Перспектива». Ресурсы и методические особенности преподавания курса «Литературное чтение», авт. Л. Ф. Климанова и др.»

подробнее
14.06.2017

Вебинар «Формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий средствами курсов «Окружающий мир» УМК «Школа России» и «Биология» УМК «Линия жизни». Часть 2»

подробнее
13.06.2017

Вебинар «Летняя школа педагога. Работаем по УМК «Перспектива». Возможности для организации контрольно-оценочной и внеурочной деятельности младших школьников с использованием дополнительных пособий к курсу «Математика»

подробнее
Все новости RSS
Подписка на новости  
        2005 — 2016 © Издательство "Просвещение"         Тел.: +7 495 789-30-40     Разработка Metric