Приветствуем вас на сайте «Начальная школа»!

Новинки

Актуально

Как правильно готовиться к ВПР

подробнее

Навигатор по ресурсам сайта издательства «Просвещение»

подробнее

О внесении изменений в федеральный перечень учебников

подробнее

Разъяснения к примерному учебному плану ПООП НОО

подробнее

Электронные учебники. Подробности

подробнее

ПМК «Преемственность»

подробнее

Об использовании пособий других издательств

подробнее
Главная страница / Обмен опытом / Материалы из опыта работы педагогов / Русский язык / Дидактический материал по русскому языку. 4 класс / Об использовании дидактических материалов

Об использовании дидактических материалов

Очень важно вызвать у детей желание овладеть родным языком,
Который способен «творить чудеса» (К.Г. Паустовский)

Обучая детей в начальных классах, среди всех учебных предметов особое внимание я уделяю изучению русского языка, не умаляя значения всех остальных предметов. Впервые раскрыл и многосторонне проанализировал значение изу­чения русского языка К.Д. Ушинский. Великий русский педагог неоднократно писал о «глубоком, центральном значении отечественного языка не только в первоначальном обучении, но и в средних учебных заведениях» (Ушинский К.Д. Собр. соч., т.6, с.263). Он считал, что именно на уроках обучения родному языку учитель должен научить ребенка учиться, приобщить его к самостоятельной беседе с книгой, к самостоятельному умственному труду.

Л.Н. Толстой, работая учителем, также исходил из того, что «знание литературного языка необходимо, потому что только на этом языке есть хорошие книги» (Толстой Л.Н. Пед. соч. - М., 1953, - с.174).

Часто учителей начальных классов волнует вопрос: «Как преподавать детям русский язык, чтобы они поняли всю его силу и красоту, чтобы были грамотными и умели излагать свои мысли на письме?». Работая над дидактическим материалом, я пыталась ответить на этот вопрос.

Дидактический материал отражает всю программу по русскому языку для четвертого класса, включая повторение изученного материала во втором и третьем классах, носит обучающий, развивающий и воспитывающий характер.

Подбирая тексты, большое значение уделяла их содержательной стороне, эмоциональной насыщенности, соответствию их нравственно-этического и эстетического содержания психологическим особенностям младших школьников. Тексты носят познавательный характер. Л.Н. Толстой писал: «Вообще давайте ученику как можно больше сведений и вызывайте его на большее число наблюдений по всем отраслям знаний...» (Толстой Л.Н. Азбука. Новая Азбука. - М., 1987.-с. 177-178).

Дети работают с текстами, которые рисуют картины природы. Ученики проникают в тайны природы, учатся «видеть» и наблюдать, размышлять и обобщать, любуются красотой природы и задумываются о необходимости беречь все то, что нас окружает.

В дидактический материал включены тексты, вводящие детей в мир животных. Из них дети узнают о жизни и повадках уже известных им животных и получают первые сведения о малоизвестных животных.

Ученики читают тексты о детях, расширяют представления о своих сверстниках. Предлагаю тексты, которые повествуют о событиях из истории нашей Родины, Древней Греции, Рима. Некоторые тексты носят практическую направленность: как приготовить винегрет, украсить салат, как принимать гостей и т.д.

Все тексты дают детям возможность чувствовать силу и красоту слова, учить серьезно размышлять над прочитанным, ориентированы на общечеловеческие ценности, носят коммуникативную направленность, ситуативность.

В дидактическом материале собраны стихи, песни, сказки, басни, статьи хорошо известных детских писателей и включены произведения новых для детей авторов. Предлагаю детям отрывки из современных детских книг. Это позволяет расширить кругозор детей.

Система вопросов и заданий к текстам формирует интеллектуальные и речевые возможности детей. Упражнения снабжены вопросами различного типа, творческими заданиями.

Часто предлагаю детям такое задание: даются слова, но не указывается критерий, признак, по которому их следует группировать. Задание заключается в том, чтобы найти нужный критерий и на его основе произвести группировку слов. Особый интерес представляют подборки слов, которые могут быть сгруппированы не по одному, а по двум признакам. Ученики в этом случае должны реализовать все заложенные в данной подборке возможности группировок. Такого вида задания встречаются в учебниках К.Д. Ушинского, на них обращает внимание Л.В. Занков.

Важным упражнением логического характера является толкование слов. Правильному пониманию значения слов способствует работа над синонимами и антонимами. Дети работают и со словарными словами.

Определенное значение имеют упражнения полуигрового характера: продолжи, найди, выпиши, догадайся и т.д. Эти задания способствуют развитию сообразительности, находчивости, быстроте мысли.

Есть упражнения, в которых дети работают над звуком, подбирают глаголы, обозначающие движение падающих осенних листьев. При этом стараюсь, чтобы дети использовали свои наблюдения и собранный словарный материал в эскизах, зарисовках и т.д. Предлагаю детям нарисовать то, что они представили и поняли. Некоторые дети занимаются в музыкальной школе и пытаются выразить это через музыкальные средства.

В дидактический материал включены упражнения, которые направлены на правильное произношение слов, интонирование текста.

Содержание дидактического материала подчинено гуманистическим целям, которые вытекают из передового и новаторского опыта таких педагогов, как С.Т. Шацкий, Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталов, С.Н. Лысенкова, И.П. Волков и другие.

Так, например, можно предлагать детям самим выбрать карточку с тем или иным заданием (идея свободного выбора Ш.А. Амонашвили, И.П. Волкова). Некоторые карточки включают в себя материалы опережающего характера. Они позволяют реализовывать широко известное учение Л.С. Выготского о зонах «актуального» и «ближайшего» развития.

Карточки позволяют учитывать индивидуальность в развитии детей. Они дают возможность создать условия для того, чтобы каждый ребенок работал не в темпе, определяемом учителем, а в своем, наиболее адекватном его особенностям. Дифференциация обучения обеспечивает комфортность каждого ребенка в процессе обучения, а значит, его успешность.

Успешность обучения несомненно зависит и от отношения детей к учебному процессу. Еще Я.А. Коменский писал: «... всеми возможными способами нужно воспламенить в детях горячее стремление к знанию и учению» (Коменский Я.А. Избр .пед. соч .- М., 1939.-т. 1.-С.163).

Л.Н. Толстой считал, что «для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно...» (Толстой Л.Н. Пед. соч. - М., 1948, - с.298-299).

Я надеюсь, что составленный мною дидактический материал в какой-то мере поможет поддержать желание детей учиться, познавать, творить, поможет овладеть родным языком.

Дидактический материал я применяю и на уроках изучения нового материала, и при повторении и обобщении изученного материала.


Новости

31.10.2018

Приглашаем принять участие в вебинарах ноября 2018 г.

подробнее
30.10.2018

Фестиваль «Учительская книга»

подробнее
05.10.2018

С Днём учителя!

подробнее
02.10.2018

Приглашаем принять участие в вебинарах октября 2018 г.

подробнее
19.09.2018

Выгодное предложение: только 20 сентября скидка 15% на все издания в интернет-магазине

подробнее
Все новости RSS
Подписка на новости  
        2005 — 2016 © Издательство "Просвещение"         Тел.: +7 495 789-30-40     Разработка Metric